Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Проект «Цифровая образовательная среда» - одно из направлений национального проекта «Образование».
ЦОС — это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. Однако, речь не идёт об отмене традиционной классно-урочной системы.
Ключевая идея проекта – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Под ЦОС понимают единую информационную систему, которая объединит всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений.
Цифровая образовательная среда – это совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Паспорт федерального проекта "Цифровая трансформация образовательного процесса".
Участие в данном проекте позволит обеспечить обновление содержания образования и предоставит возможность школьникам свободно и одновременно безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
ГАОУ СО «Гимназия № 8» в рамках реализации федерального проекта «ЦОС» национального проекта «Образование» в 2021-2022 учебном году получила следующее оборудование: 3 многофункциональных устройства (установлены в библиотечном центре, кабинете информатики и кабинете английского языка) и 28 ноутбуков (установлены к библиотечном центре и кабинете информатики). На компьютерах установлены операционная система Windows 10, офисные приложения МойОфис.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации:
- 01.01.2019 — 31.12.2024
Задача проекта:
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование».
Нормативные документы:
- Федерального уровня:
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды".
- Распоряжение Минпросвещения России от 14.02.2021 N P-15 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».
- Регионального уровня:
- Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории Саратовской области.
- Распоряжение Правительства Саратовской области от 2.07.2019 «О внедрения целевой модели образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Саратовской области».
-
Методические материалы
Платформа "Сферум"
Инструкция для учителей по использованию платформы
Инструкция для учащихся по использованию платформы
Методические рекомендации по проведению дистанционных уроков на платформе «Сферум»
ФГИС "Моя школа"
Методические рекомендации для учителей по работе на платформе
Инструкция для учителей по использованию контента Академии Минпросвещения России во ФГИС «Моя Школа»
Инструкция "Регистрация законного представителя"
-
Какие преимущества предлагает новая площадка?
- Ученики получат доступ к качественному цифровому контенту, будут всегда иметь под рукой расписание и домашние задания, смогут общаться в безопасной социальной сети.
- Родители смогут контролировать учебный процесс ребенка, проверять качество цифрового контента, просматривать оценки, журнал и расписание, участвовать в родительских собраниях онлайн.
- Педагоги получат качественную учебно-методическую поддержку, смогут совместно работать над документами, получат доступ к облачному хранилищу, функциям браузера и флеш-накопителя, приложению для работы через SmartTV.
Обучающимся и законным представителям, имеющих стандартную или подтверждённую учётную запись ЕСИА, необходимо самостоятельно зарегистрироваться в системе ФГИС «Моя школа».
Для авторизации нажмите кнопку «Войти». Авторизация на портале ФГИС «Моя школа» осуществляется с помощью учётной записи портала Госуслуг.
Далее необходимо отправить запрос на присоединение к образовательной организации, в которой учится Ваш ребенок. Для этого перейдите в «Личный кабинет» и нажмите кнопку «Добавить»
Внимание! Перед отправкой запроса ребенок должен быть прикреплен к вашему личному кабинету портала Госуслуг и иметь собственный логин и пароль для авторизации на портале Госуслуг (отдельную учетную запись).
Дети старше 14 лет самостоятельно создают себе учетную запись на Госуслугах. Детям младше 14 лет учётную запись на Госуслугах создает родитель из своего личного кабинета.
После одобрения запросов Администратором ОО регистрация будет завершена. И Законный представитель и Обучающийся смогут авторизоваться в ФГИС «Моя школа», используя логин и пароль ЕСИА.
Проект "Школа Минпросвещения России".
Проект «Школа Минпросвещения России» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его интересами и способностями. Причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).
Проект направлен на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения России» реализованы приоритетные направления современной стратегии развития российского образования:
- формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
- укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей;
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Целью концепции проекта «Школа Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные) качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения идеологии «единого образовательного пространства».
Миссия «Школы Минпросвещения России»: центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого и всех в России.
Единое образовательное пространство – инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, уникальные и неповторимые.
Важно отметить, что несоответствие текущего состояния образовательной организации уровню достижения «Школы Минпросвещения России» не приведет к снижению уровня финансирования, понижению статуса школы, снижению заработной платы педагогических работников и т.п. Разработанная концепция направлена на формирование потенциала дальнейшего развития и представляет собой перспективный план деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, школьников, родителей, заинтересованной общественности.
В рамках проекта предполагается создание своего рода «настольной книги» директора школы, в которую войдут примеры, образцы, шаблоны документов и программ, регламентов и календарно-тематических планов, единого штатного расписания, кейсы лучших практик, мероприятий и событий. В этой книге каждый директор – и начинающий руководитель, и опытный мэтр, – найдёт для себя необходимые инструменты для включения в свою практику, которые нужны ему для того, чтобы его школа стала ещё интереснее, профессиональнее и успешнее – и маленькая школа в селе, и большой образовательный комплекс в городе, и «обычная среднестатистическая школа».
При возникновении противоречий или препятствий в вопросах правового применения для решения задач предполагается внесение изменений в нормативно-правовые акты, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Соответствующие дефициты будут выявляться по мере проведения общественного обсуждения, а в дальнейшем – в ходе реализации проекта.
Сложившаяся система работы гимназии стала основой для её функционирования в новых условиях, создания комфортной образовательной среды, позволяющей в полном объеме реализовать творческий потенциал педагогов; раскрыть личностный потенциал обучающихся, учитывать их склонности и интересы с соблюдением принципа преемственности в обучении.
В 2022 году ГАОУ СО «Гимназия № 8» стала пилотной школой проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России". В рамках реализации проекта, в июле 2022 года, проведена самодиагностика реализации аспектов деятельности и выстроен графический профиль по 8 основным направлениям модели "Школа Минстросвещения России": знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация, учитель, школьный климат, образователнгая среда. .
Определен уровень, которому соответствуют основные процессы и условия в гимназии: 82 балла – средний уровень. Средний уровень представляет собой расширенный комплекс условий, позволяющий обеспечить освоение учащимися навыков и умений, повысить их мотивацию к обучению и вовлеченность в образовательный процесс. Также определены «зоны развития», в отношении которых необходимо разработать мероприятия, составляющие основу актуализации программы развития гимназии и разработки соответствующей «дорожной карты».
Это определило принципы деятельности гимназии:
- обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для обучающихся,
- сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся,
- непрерывное совершенствование качества образования,
- развитие обучающихся (интеллект, талант, личность),
- социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия),
- поддержка учителей (постоянное профессиональное развитие на основе адресного методического сопровождения),
- участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата (детско-взрослая общность, положительные эмоции, доверие и уважение, школьные традиции),
- конструирование современной мотивирующей образовательной среды (амбициозные задачи для каждого ученика по принципу: обучение, опыт, демонстрация).
Документы
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Проект «Школа Минпросвещения России»
Рекомендации по проведению «августовских» педагогических совещаний в 2022 году в субъектах РФ
Концепция проекта «Школа Минпросвещения России»
Результаты самодиагностики по показателям Школы Минпросвещения
Портфель проектов (подпрограмм) (Комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий в рамках основных направлений программы (целевых проектов) и показатели эффективности его реализации («Дорожная карта»)
1. Целевой проект (подпрограмма) "Учитель. Школьная команда".
2. Целевой проект (подпрограмма) "Творчество".
3. Целевой проект (подпрограмма) "Здоровье".
4. Целевой проект (подпрограмма) "Профориентация".
5. Целевой проект (подпрограмма) "Воспитание".
6. Целевой проект (подпрограмма) "Образовательная среда".
7. Целевой проект (подпрограмма) "Школьный климат".
8. Целевой проект (подпрограмма) "Знание: качество и объективность".